85 лет со дня рождения Л. Е. Шепитько (1938–1979), российского кинорежиссера
Творчество Ларисы Шепитько в той же мере относится к истории духовных поисков в послевоенном СССР, сколько к истории кино. Ее герои — партизаны, комсомольцы и отставные летчицы — свидетельствуют о существовании некоего другого, лучшего мира, который отличен от нашей повседневности, но сосуществует с ней.
Шепитько, напротив, формально говоря о трудовых свершениях или рассказывая о событиях войны, отсылала к христианскому наследию. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть ее «Родину электричества» или «Восхождение».
В первом случае спасение от засухи приносит не приехавший из города комсомолец, собравший для крестьян насос, как это было в оригинальном рассказе Андрея Платонова, но внезапный дождь, о котором они молили Бога в начале картины. Во втором — в экранизации повести Василя Быкова вспыхивают страсти, сопоставимые со «Страстями Жанны д’Арк» Дрейера.
С другой стороны, Лариса Шепитько наследует кинематографической традиции предшествующего поколения: оттуда берется ее непримиримость по отношению к реальности, требующей известных сделок с совестью. Кулаки из фильмов 30-х годов были черными тенями старого мира, не способными стать частью социалистической утопии, возникающей у них на глазах. Так и отрицательные персонажи Шепитько, несмотря на всю их сложность, не имели шанса на искупление грехов.
.
В фильмографии неистового режиссера всего 8 фильмов, девятый она смогла только начать, но каждый из них – откровение. Строгая и решительная, порой, даже жесткая, она с материнской любовью относилась к снимавшимся у нее актерам. Много работала с ними, учила, недаром после выхода ее фильмов, артисты становились знаменитыми и шли, как говорится, нарасхват.
Главным трудом ее творческой жизни – киноработой «Восхождение».
Фильм – экранизация повести "Сотников" белорусского писателя – фронтовика Василя Быкова вышел в свет в 1976 году. Четыре года режиссер добивалась разрешения на съемки картины, потому что поняла – это ее: понимание действительности и отношения к ней, выбор между жизнью и совестью, отношение к духовному восхождению и предательству.
Не удивительно, что картина «Восхождение» собрала около десятка наград, в том числе и зарубежных. Кинорежиссер Лариса Шепитько стала знаменитой на весь мир.
Ее приглашали работать в Голливуд, она знакома была с многими мировыми знаменитостями, известный Френсис Коппола советовался с ней по некоторым моментам своего «Апокалипсиса», но Шепитько отказалась.