Главная » Новости » МЕТОДИСТ РУССКОГО ЯЗЫКА - 120 лет со дня рождения Алексея Васильевича Текучёва
РАЗМЕР ШРИФТА: -A A A+

Библиотека -
филиал №7

Имени В.Г. Короленко

МЕТОДИСТ РУССКОГО ЯЗЫКА - 120 лет со дня рождения Алексея Васильевича Текучёва


ТЕКУЧЕВ Алексей Васильевич (30.3.1903 – 1987, Москва) – филолог, специалист в обл. методики преподавания русского языка; д-р педагогических наук, проф.; зав. каф. методики преподавания русского языка филологического факультета; действит. чл. АПН РСФСР (1959).

Уроженец ст-цы Верхне-Курмоярская Второго Донского округа Области войска Донского (ныне на территории Котельниковского района Волгоградской области данный населённый пункт не существует).

В 1923 окончил Донской педагогический ин-т. Преподавал в школах Ростовской обл., Новочеркасске, Ростове-на-Дону (1923–29), в Ростовском-на-Дону государственном педагогическом ин-те и Северо-Кавказском ун-те. Руководитель лаборатории обучения русскому языку НИИ содержания и методов обучения АПН СССР.

В 1941 защитил канд. дисс. «Методика грамматического разбора». Защитил докт. дисс. «Основы методики орфографии в условиях местного диалекта». Занимался исследованием проблем развития речи, орфографии, грамматики и анализу стихотворений. Особое внимание в своих работах уделял изучению грамматического разбора.

Сам Алексей Васильевич вспоминал в 1973 году (приводим фрагменты из неопубликованного интервью с ним):

"– Я выбрал методику. И вот почему. Интерес к проблемам общественной жизни, к истории проявился у меня еще в гимназические годы. Преподаватели у нас были хорошие. И прежде всего – Дмитрий Николаевич Введенский, выпускник Нежинского института, высокоорганизованная личность. Не скрою – он был для меня эталоном, на него я равнялся как на ученого.

А вот как методист я формировался под влиянием профессора А.В. Миртова, – тогда он, конечно, был еще просто преподавателем.

Общественные тенденции пробудились во мне рано, и прежде всего – под влиянием литературы: произведений А.К. Толстого, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова. Позже им на смену пришли А. Чехов и М. Горький. Произведения этих писателей заложили во мне общественно-моральные основы.

И, наверное, не случайно в феврале 1918 года, когда на юг пришли части Красной армии, уже на третий день я выступил в газете со статьей, в которой призывал идти в народ. Но я не только призывал, но и сам действовал – читал лекции в клубах, на собраниях перед сеансами кинематографа (у меня сохранились афиши с программой таких вечеров). Естественно, что и профессию я выбирал в соответствии с этими тенденциями – гуманитарную, хотя были у меня и инженерные способности.

Я понимал, что в первую очередь этим тенденциям отвечает учительство. А это дело было мне знакомо не понаслышке – еще до учебы в пединституте я работал в школе, и уже едва ли не с 1919 года, с первого курса Донского педагогического института в Новочеркасске, началась ориентация на школу, на методику (у профессора А.В. Миртова). В основе этой ориентации лежало то, что научные интересы отвечали требованиям общества. Занятия методикой отвечали и основному мотиву деятельности – все для народа.

Так был выбран жизненный путь. Я не колебался в его выборе и не изменял ему. А ведь в моей жизни были разные периоды: не всегда признавали методику, были случаи, когда и лингвисты, и методисты уходили в инженеры. Я этого никогда не одобрял. Вот почему я и сейчас за целенаправленность, за то, чтобы никогда не изменять своему делу, – этому и учу молодежь."

Автор фундаментального учеб. «Методика русского языка в средней школе» (1958) для вузов и статей, посвященных анализу метод. наследия Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, А.М. Пешковского, С.И. Абакумова, А.В. Миртова, Ф.Ф. Фортунатова, Н.М. Каринского, В.А. Добромыслова и др.
Учебник «Методика русского языка в средней школе» был высоко оценён, а его автор был удостоен первой премии АПН СССР и медали имени К. Д. Ушинского Его труды: «Основы методики орфографии в условиях местного диалекта» (1953), «Очерки по методике обучения русскому языку» (1980), «Хрестоматия по методике русского языка: русский язык как предмет преподавания» (1982).

Заслуженный деятель науки РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР. Под его руководством было подготовлено 10 докторских и 45 кандидатских диссертаций.

Карта сайта

Создание сайта ВМУК "ЦСГБ"

Электронный Волгоград 2016