Главная » Новости » "КРАСНЫЙ ГРАФ":интересные факты о произведениях А. Н. Толстого
РАЗМЕР ШРИФТА: -A A A+

Библиотека -
филиал №7

Имени В.Г. Короленко

10 января 140 лет со дня рождения русского писателя А. Н. Толстого (1883–1945)



Знаменитый роман А. Н. Толстого «Аэлита», законченный писателем в 1922 г., оказался важной вехой и в эволюции мировоззрения писателя, и в истории советской научной фантастики. С одной стороны, «Аэлита» в творчестве писателя — «первое произведение, где революция рисуется как созидающее начало, как дело широких масс народа», с другой — «путь в фантастику от науки, который был проложен Циолковским и Обручевым, Толстой закрепил как большой художник слова, продемонстрировав сродственность научной фантазии художественному реализму».



В свое время Ю. Н. Тынянов в обзоре текущей литературы, помещенном в первом номере журнала «Русский современник» за 1924 г., подчеркивал неожиданную похожесть Марса А. Толстого на Землю и делал по этому поводу иронический вывод: «Не стоит писать марсианских романов». Но А. Толстой и не писал «марсианский роман». Приближенность к Земле принципиально важна для писателя, для всей концепции романа. Мы же пока отметим, что эта приближенность к народному быту также конкретизирует сказочную атмосферу «Аэлиты» как фольклорную, ибо в волшебной сказке фантастика и быт слиты в одно чудесное целое.

Повесть Алексея Толстого «Гадюка» была впервые опубликована с подзаголовком «Повесть об одной девушке» в восьмой книге журнала «Красная Новь» за 1928 год и с авторской датой: «15 июля 1928 года». Эта повесть – о красной «кавалерист-девице» Ольге Вячеславовне Зотовой, которая навсегда осталась «на той далекой, на гражданской», не смогла вписаться в мирную жизнь эпохи нэпа и совершила убийство своей счастливой соперницы.



Работу над «Гадюкой» Толстой начал в конце июня 1928 года, только что завершив роман «Восемнадцатый год». В письме к Н.В. Крандиевской-Толстой в конце июня или в начале июля 1928 года он сообщал: «Я начал писать рассказ, очень трудный, и работа идёт медленно и трудно. Не знаю — должно быть, сказывается усталость после романа. Всё же надеюсь в десять дней его закончить».

Сюжетно повесть Толстого — это рассказ о двух революциях: внешней, социальной и внутренней, которая меняла общую психологию общества и затрагивала основополагающую систему ценностей, в том числе и отношения полов. Между этими процессами существует прямая связь, которая придает происходящим переменам особую остроту и драматизм, поскольку столкновение идей и сил сопровождается коренной ломкой прежних жизненных традиций и человеческих судеб.

Широко известно, что прототипом главной героини «Гадюки» послужила хорошая знакомая Толстого – Татьяна Сергеевна Сикорская (Шишкова) (1901-1984), ставшая впоследствии известным переводчиком поэзии. В повести в сильно преображенном виде, в соответствии с тогдашними идеологическими установками, отразилась судьба ее отца, инженера Сергея Александровича Шишкова (1857-1918), совладельца Сюгинского стекольного завода в Елабужском уезде Вятской губернии и дальнего родственника Толстого.

Как создавалась трилогия «Хождение по мукам».



22 июня 1941 года, в день объявления войны, я дописал последнюю страницу романа «Хмурое утро» — третьей и последней части трилогии «Хождение по мукам», за которую мне присуждена Сталинская премия первой степени. Окончательно завершил я всю работу над трилогией только полгода назад. На протяжении 20 лет писалось это произведение, которое я считаю сейчас основным во всем моем творчестве.

Первую книгу «Сестры» я начал писать в середине июля 1919 года и закончил ее осенью 1921 года. Я не думал, что она развернется в трилогию. Но по мере того, как я писал, развертывались события в России, и мне становилось ясно, что нельзя ставить точку на этой книге, что это начало большой эпопеи.

Для того чтобы приступить ко второму тому — «Восемнадцатый год», нужно было очень многое увидеть, узнать, пережить. То, что называется «собиранием материалов», неприменимо к этой предварительной работе, потому что помимо документов, книг, знакомств с участниками гражданской войны, посещения мест, где происходило действие романа — Царицына, Сальских степей, Краснодара, Кубани, мне нужно было сделать основное, а именно: определить свое отношение к материалу. Иными словами, нужно было все заново пережить самому, продумать и прочувствовать. Начал я вторую книгу в 1927 году и кончил ее через полтора года.

Только впоследствии, через несколько лет, я начал видеть и понимать основную и главную роль в борьбе 1918–1919 гг., в борьбе революции с контрреволюцией — капитальную роль обороны Царицына.

Что было делать? Роман был уже написан и напечатан. Вставить в него главы о Царицыне не представлялось возможным. Нужно было все писать заново. Но без повести о Царицыне, об обороне Царицына невозможно было продолжать дальнейшего течения трилогии. Поэтому мне пришлось прибегнуть к особой форме — написать параллельно с «Восемнадцатым годом» повесть под названием «Хлеб», описывающую поход ворошиловской армии и оборону Царицына Сталиным. В связи с этим работу над третьим томом «Хмурое утро» я начал лишь в 1939 году.

Карта сайта

Создание сайта ВМУК "ЦСГБ"

Электронный Волгоград 2016